Catalogue

Current Affairs
Documentary
War
Terrorism
Russia yesterday and today
Famous people
Culture, Art, Religion, Sport
History
World around
Disasters
Russians abroad
Educational Programming
Series
TV Movies
Footage
Format

The abduction of fire

Company :  NTV BROADCASTING COMPANY
Year :  2000
Duration :  1 episode 01 hour 20 min. 39 sec.2 episode 01 hour 17 min. 03 sec.
Total number of releases :  1
Screenwriter :  Sergey Kostin
Director :  Vera Storozheva
Author of the project idea and presenter :  Eugeny Kiselev
For decades, the creation of the nuclear bomb in our country has been believed to be the result of titanic efforts undertaken by the Soviet scientists and entire people. In the West, quite the opposite, they have always said that the secrets of the most devastating weapon of the 20th century had been stolen by the Soviet spies. It was in the late 80-s only, that in the Soviet Union they started to talk about the contribution by the foreign scientists and the role of the Soviet intelligence in the liquidation of the US nuclear monopoly. But those who used to attribute somebody elses credits to themselves, were yet too influential for the truth to prevail. Nowadays, half a century after the testing of the first Soviet nuclear bomb, one may try to have everything graded properly.
For one and a half years the NTV crew collected materials on Klaus Fuchs, the main supplier of nuclear secrets to the Soviet scientists. A German Communist and a British citizen, one of the leading theorists of the nuclear physics, he has always rightfully been named among the creators of the American and English nuclear bomb. But Fuchs can also claim being the father of the Soviet nuclear weapons. Such a claim is evidenced not only by the statements of some Soviet scientists and secret documents of the foreign intelligence which are now open. In the documentary, Vladimir Barkovsky and Leonid Kvasnikov, officers of the scientific and technical intelligence, the legendary Ursula Kuchinsky (Ruth Verner) who was the courier for Fuchs in Englad in the early years of the war, and Alexander Feklisov, intelligence colonel visiting the places of his secret meetings in London, recollect their work with Fuchs and the nature of the materials he supplied.
Presenter Eugeny Kiselev narrates about the key events in the life of Klaus Fuchs and about the creation of the nuclear weapons, in Blenheim, the ethel of Churchill, where Fuchs used to pass the materials to Ursula Kuchinsky; in New York, the center of the nuclear secrets collection during the war; in the Los-Alamos laboratories which up to now have been the major nuclear research place in the US; in Santa-Fe where Fuchs delivered the main materials on the US nuclear bomb; in the White Sands, the first nuclear weapons proof ground which even nowadays is a secret military installation; in a London courtroom where Fuchs was sentenced to 14 years in jail after having been exposed; in the prison from which Fuchs was released almost ten years later; and in the German nuclear center Rossendorf where Fuchs was the main theorist almost until his death in 1988.
In the intelligence community, Klaus Fuchs is unique, because he always acted in line with his personal beliefs only, did not seek any remuneration and did not take risks into account. He was the real Puritan of spying, may be, to a greater degree than other foreign idealist agents who collaborated with the Soviet intelligence. He had been brought up in a strict morale in a family of an eminent Lutheran priest. Even collaborating with a foreign intelligence service, he remained true to himself. The sister of Klaus Fuchs Chrystel who lives in the US, his nephew Klaus Fuchs-Kittovsky, his secretary Hirte Zanden, Marcus Wolf, the head of the foreign intelligence of East Germany, writer Daniil Granin and Academician Eugeny Velikhov all tell about the character of Klaus Fuchs. They also tell that the USSR completely ignored Fuchs after he was released and never thanked the man who risked his life for that country.
Still, and the intelligence officers do recognize that, one can not say that the Soviet nuclear bomb was created exclusively due to the activities of Klaus Fuchs. Thanks to the testimonies by physicists Nikolay Dollezhalya, Eugeny Velikhov, Igor Golovin and Sergey Gueguechkory, the son of L.Beria, shown in the documentary, some out-of-the-way episodes of the Soviet nuclear program which was supervised by Lavrenty Beria, are displayed.
The shooting took place in Russia, Germany, England and the US, it was first broadcast on the 80th anniversary of the Soviet foreign intelligence (December 20, 1920).

Каталог

Информация
Публицистика
Войны
Терроризм
Россия вчера и сегодня
Известные люди
Культура, Искусство, Религия, Спорт
История
В мире
Катастрофы
Русские за рубежом
Ток-шоу
Познавательные программы
Телевизионные игры
Развлекательные программы
Юмористические программы
Музыкальные программы
Сериалы
Фильмы
Фрагменты
Формат

Похищение огня

Производство :  ТЕЛЕКОМПАНИЯ НТВ
Год :  2000
Хронометраж :  1 серия – мин. сек. 2 серия – мин. сек.
Всего выпусков :  1
Автор сценария :  Сергей Костин
Режиссер :  Вера Сторожева
Автор идеи проекта и ведущий :  Евгений Киселев
Десятилетиями создание атомной бомбы в нашей стране считалось результатом титанических усилий советских ученых и всего народа. На Западе, наоборот, всегда говорили о том, что секреты самого разрушительного оружия ХХ века были украдены советскими шпионами. О вкладе иностранных ученых и роли советской внешней разведки в ликвидации атомной монополии США в Советском Союзе начали говорить лишь в конце 80-х годов, но люди, приписавшие себе чужие заслуги, обладали еще слишком большим весом, чтобы истина могла восторжествовать. Сегодня, полвека спустя после испытания первой советской атомной бомбы, уже можно попытаться расставить все на свои места.
Съемочная группа НТВ полтора года собирала материалы о Клаусе Фуксе – главном поставщике атомных секретов для советских ученых. Немецкий коммунист и британский подданный, один из ведущих теоретиков ядерной физики, он всегда по праву причислялся к создателям американской и английской атомной бомбы. Однако Фукс может претендовать и на отцовство советского атомного оружия. Об этом говорят не только свидетельства некоторых советских ученых и рассекреченные документы внешней разведки. О своей работе с Фуксом и о характере передаваемых им материалов в фильме вспоминают сотрудники научно-технической разведки Владимир Барковский и Леонид Квасников, легендарная Урсула Кучински (Рут Вернер), которая была связником Фукса в Англии в начале войны, и вернувшийся на места тайных встреч в Лондоне полковник разведки Александр Феклисов.
Ведущий Евгений Киселев рассказывает о ключевых событиях в жизни Клауса Фукса и о создании атомного оружия из Бленхейма, родового поместья Черчилля, где Фукс передавал материалы Урсуле Кучински, из Нью-Йорка, центра сбора атомных секретов во время войны, из Лос-Аламосской лаборатории, которая до сих пор является главным центром ядерных исследований США, из Санта-Фе, где Фукс передал главные материалы об американской атомной бомбе, с места первого испытания атомного оружия на полигоне Белые пески, который до сих пор является секретным военным объектом США, из лондонского суда, где разоблаченного Фукса приговорили к 14 годам заключения, и тюрьмы, из которой его освободили почти десять лет спустя, а также из немецкого ядерного центра Россендорф, в котором Фукс был главным теоретиком почти до самой своей смерти в 1988 году.
В мире разведки фигура Клауса Фукса уникальна еще и потому, что он всегда действовал, сообразуясь лишь с собственными убеждениями, абсолютно бескорыстно и не считаясь с риском. Возможно, в большей степени, чем другие иностранные агенты-идеалисты, сотрудничавшие с советской разведкой, он был настоящим пуританином шпионажа. Воспитанный в строгих нравственных нормах в семье видного лютеранского священника, он, сотрудничая с разведкой иностранной державы, умудрился оставаться верным самому себе. О характере Клауса Фукса рассказывают его сестра Кристель, живущая в США, его племянник Клаус Фукс-Киттовски, его секретарь Хирте Занден, начальник внешней разведки ГДР Маркус Вольф, писатель Даниил Гранин и академик Евгений Велихов. Они же комментируют и тот факт, что Советский Союз полностью игнорировал Фукса после его освобождения и так и не сказал спасибо человеку, который ради него рисковал своей жизнью. Однако – и это признают сами разведчики – нельзя сказать, что советская атомная бомба была создана исключительно благодаря Клаусу Фуксу. В фильме, благодаря свидетельствам физиков Николая Доллежаля, Евгения Велихова, Игоря Головина, сына Л.Берии Сергея Гегечкори, рассказаны некоторые малоизвестные эпизоды советской атомной программы, которой руководил Лаврентий Берия.
Съемки фильма проходили в России, Германии, Англии и США, а его показ был приурочен к 80-летию создания советской внешней разведки (20 декабря 1920 года).